ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ

Методическая копилка

Формирование сплоченности подростковых команд дзюдоистов

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«СУДЖАНСКАЯ ДЕТСКО-ЮНОШЕСКАЯ СПОРТИВНАЯ ШКОЛА»

СУДЖАНСКОГО РАЙОНА КУРСКОЙ ОБЛАСТИ

ФОРМИРОВАНИЕ СПЛОЧЕННОСТИ ПОДРОСТКОВЫХ КОМАНД ДЗЮДОИСТОВ



Автор: тренер-преподаватель Марченко Анастасия Сергеевна



г. Суджа

2021 г.

Одной из важнейших характеристик коллектива, в том числе и спортивного, выступает групповая сплоченность или единство группы. Сплоченность – характеристика системы внутригрупповых связей, показывающая степень совпадений оценок, установок и позиций группы по отношению к объектам, людям, идеям, событиям и прочему [1, С. 110].

Групповая сплоченность отражает степень приверженности к группе её членов и является ведущим процессом групповой динамики. Именно сплоченность группы обеспечивает ее развитие как коллектива. Доказано, что для сплоченной группы, коллектива характерно «Мы–чувство», особая групповая идентичность [2, С. 54].

Не каждая спортивная команда отличается групповой сплоченностью. Для формирования данного качества необходимо наличие следующих факторов:

- согласие между членами команды в отношении поставленных целей;

- налаженные коммуникации между членами команды;

- не слишком большое, приемлемое для всех равенство социального статуса и происхождения членов команды;

- психологическая совместимость членов команды [3, С. 23].

Сплоченную спортивную команду характеризуют:

- единство взглядов и мотивов; сотрудничество (готовность и умение бороться за достижение общих целей, способность легче преодолевать трудности, мобилизовать усилия, не допускать разногласий и конфликтов на тренировках и соревнованиях);

- дружеская атмосфера, способствующая развитию личности каждого спортсмена (заинтересованность членов группы друг в друге и желание помочь);

- эффективность деятельности группы (спортивные достижения).

Причинами снижения уровня групповой сплоченности спортивной команды могут выступать:

- распад группы на мелкие подгруппы, сопровождающийся зачастую эффектом негласного соревнования между собой;

- возникновение близких, интимных отношений межу членами группы (дружба, любовь) или наоборот неприязненных;

- ошибки и неправильный стиль управления тренерского управления командой;

- отсутствие единой спортивной цели, объединяющей всех участников;

- вялая динамика развития совместной деятельности, отсутствие спортивных достижений [4, С. 100].

Цель моего исследования заключается в экспериментальном изучении   формирования сплоченности подростковых команд дзюдоистов среднего возраста (юношей и девушек до 14 лет).

Для проведения исследования были отобраны 24 обучающихся в возрасте 12–14 лет, занимающиеся дзюдо в течение 6 месяцев и 1 года, с одинаковым уровнем физической подготовленности и обучающиеся по стандартно–тренировочной программе.

Были сформированы 2 группы по 12 человек: контрольная (КГ) и экспериментальная (ЭГ). В контрольной группе продолжали заниматься по стандартной тренировочной методике. В экспериментальной группе занятия проводились с использованием новой методики, направленной на повышение уровня сплоченности в коллективе.

Эксперимент проходил в 1 этап в течение одного месяца, упражнения расписывались на неделю, занятия проводились 3 раза в неделю.

В начале эксперимента в обеих группах было проведено тестирование, которое показало, что уровень сплоченности в коллективах одинаковый (средний). Тестирование включало в себя 5 вопросов, направленных на изучение формирования сплоченности каждого коллектива.

1. Как бы вы оценили свою принадлежность к группе?

2. Хотели бы тренироваться с другой группой?

3. Каковы взаимоотношения между вами на тренировках?

4. Каковы ваши взаимоотношения с коллективом на различных подвижных играх?

5. Каковы ваши взаимоотношения с тренером-преподавателем?

В конце моего эксперимента было выявлено, что уровень сплоченности в обеих группах повысился, но в экспериментальной группе (ЭГ) был выявлен значительный прирост показателей (сплоченность оценивалась на уровне выше среднего).

Таким образом, можно сделать выводы:

1. Новая методика значительно повышает уровень сплоченности в группе.

2. Более эффективное применение новой методики наблюдается в группе, которая до этого не занималась по стандартной тренировочной схеме.

Список использованных источников:

1. Беспалов Д. В., Воронцов Н. Д.. Подходы к диагностике лидерства в детско–юношеских спортивных командах // Рудиковские чтения: материалы IX международной научно–практической конференции психологов физической культуры и спорта. – М.: ФГБОУ ВПО «Российский государственный университет физической культуры, спорта, молодёжи и туризма (ГЦОЛИФК)». – 2013. – С. 109–112.

2. Коломинский Я. Л.. Психология взаимоотношения в малых группах (общие и возрастные особенности): учебное пособие / Я. Л. Коломинский. – М.: ТеатраСистемс, 2013. – 278 с. Кроме того, сплоченность – одно из наиболее важных качеств, определяющих эффективность групповой деятельности.

Кушнир И. В. Организационное поведение. 2010.

3. Кулагова Т. П.. Формирование детского коллектива в условиях образовательной интеграции / Т. П. Кулагова // Теория и методика физической культуры. – №6. – 2012. – С. 23

4. Малкин В. Р.. Психологическая работа в детско–юношеской спортивной школе: учебное пособие / В. Р. Малкин, Л. Н. Рогалева. – М.: Изд–во Уральского университета, 2016. – 102 с.

5. Мартенс Р.. Успешный тренер / Р. Мартенс. – М.: Глобус, 2014. – 94 с.

 

Особенности профессиональной деятельности тренера-преподавателя по борьбе дзюдо

22.12.2016 00:00

ocobennostiprofessionalnoideyatelnosti.pdf

Развитие координационных способностей и их влияние на освоение техники игры у юных волейболистов

21.10.2015 11:30

razvitiekoordinatsionnihsposobnostei.pdf

 

Особенности технической подготовки дзюдоистов детско-юношеского возраста

 

Программы

В данном разделе уместно будет разместить информацию о структуре педагогического процесса, программах образования, предпрофильной подготовке и профилизации, а так же информацию о планах развития и реструктуризации по этом вопросу.

Внимание! Материал «Структура пед. процесса» размещен в категории «Обучение», находящейся в разделе «Обучение», и для его редактирования необходимо воспользоваться Редактором материалов, информацию о котором Вы найдете в руководстве пользователя.